+7 (495) 120-07-16
ГлавнаяО компанииСобытияМнение: рост конкуренции среди сервисных компаний в ЖКХ стимулирует внедрение Интернета вещей

Мнение: рост конкуренции среди сервисных компаний в ЖКХ стимулирует внедрение Интернета вещей

24.10.2016

Парадокс: российский ЖКХ с его недоброй славой технологически отсталой отрасли может стать одной из площадок опережающего развития Интернета вещей. Почему так происходит, на примере рынка сбора показаний приборов учета объясняет Константин Шур, генеральный директор компании «Линэрго» (Екатеринбург), разработавшей собственное решение для управляющих и сервисных компаний ЖКХ.

Еще несколько лет назад показания общедомовых и квартирных приборов учета коммунальных услуг передавались вручную, по старинке. Ответственность за сети лежала на плечах управляющих компаний (УК). Там работали обходчики, которые ходили по домам и снимали показания счетчиков. Сбор происходил долго и трудоемко – количество приборов могло достигать сотен тысяч.

Некоторые УК до сих пор содержат службу контрольно-измерительных приборов (КИП), другие отдают сбор показаний на аутсорсинг сервисным компаниям. Рынок сервисных компаний - давно сформировавшийся и в высшей степени конкурентный.

Эти компании монтируют и обслуживают узлы учета, следят за техническим состоянием счетчиков и датчиков. Они же собирают показания и делают отчеты для ресурсоснабжающих организаций. Этот рынок до сих пор привлекателен для новых игроков, несмотря на падающие цены. Раньше на нем был тариф – 3 тыс. рублей за многоквартирный дом, сейчас, благодаря конкуренции, он снизился до 2 тыс. рублей. Цены могут снижаться и дальше, вынуждая такие компании внедрять новые технологии, которые позволяют оперативно выявлять и решать многие проблемы без выезда на объект. Если не объезжать ежемесячно каждый дом для снятия показаний и проверки состояния датчиков, то можно обеспечить большую рентабельность услуг даже при дальнейшем сокращении тарифа на обслуживание.

Именно за счет обострения конкуренции между сервисными компаниями растет спрос на решения для ЖКХ в сфере Интернета вещей: с продвинутой технологией достаточно обследовать устройства раз в год.

Это отчетливая тенденция наших дней – собирать показания приборов учета и контролировать состояние инженерных сетей удаленно. Счетчики и датчики с цифровыми интерфейсами подключаются через устройства сбора и передачи данных (УСПД) к сети и опрашиваются дистанционно. Так в коммунальном хозяйстве в дополнение к системе учета энергоресурсов добавилась система диспетчеризации, базирующаяся на технологиях Интернета вещей. Таким образом, автоматизация общедомового и поквартирного учета энергоресурсов на базе этих технологий делает расчеты более прозрачными и честными. Это, в свою очередь, сделает невозможным хищения и простимулирует жителей экономить энергию.

Но описанные инновации, как это часто бывает, решают одну проблему и порождают как минимум две. С внедрением удаленной диспетчеризации у сервисных компаний появилась необходимость в приеме новых квалифицированных сотрудников, которые смогут обслуживать диспетчерские системы и следить за тем, что данные собираются корректно. Еще одна проблема – обеспечить надежный канал передачи данных, выбрав поставщика Интернета, подходящий тариф и следить за тем, чтобы соединение не разрывалось. Все это приходится контролировать, иначе, собирая данные за отведенные два дня, есть риск обнаружить, что к моменту передачи показаний половина датчиков вне доступа.

Поэтому появляются новые разработки и услуги обеспечивающие исправное функционирование технологий Интернета вещей для сервисных компаний и крупных управляющих компаний со своей службой КИП. Например, уже разработаны и внедрены облачные М2М платформы, которые обеспечивают надежное соединение огромного количества устройств с Интернетом. Несмотря на то, что операторы дают сейчас недорогие тарифы для такого подключения – до 10 рублей в месяц, приборы учета часто отключаются, так как они «гоняют» трафик больше установленных лимитов. Так как провайдеры ограничивают трафик, платформа должна следить, чтобы собиралась и передавалась только полезная информация, а лишняя отсеивалась, не загружая канал связи. Кроме того, можно использовать разрешенные радиоканалы на частотах 868 МГц и 433 МГц, которые позволяют перегонять очень небольшие объемы данных, но зато с низким энергопотреблением: можно подключать датчики с автономным питанием, которые будут работать без внешнего источника питания до 10 лет.

Мы в компании «Линэрго», разработав технологию сервисной поддержки, позволяющую удаленно следить за корректной работой приборов учета и других устройств в любой точке мира, на данный момент отмечаем интерес к этим сервисам в основном от УК. При этом в будущем рост числа пользователей таких решений будет происходить все-таки за счет сервисных компаний.

Источник: ТЕЛЕСПУТНИК. Журнал о цифровом телевидении.

Возврат к списку